Если в предыдущей части мы говорили о том, где же лучше всего искать и покупать машину с пробегом, то эта статья посвящена внешнему осмотру б/у авто перед покупкой. Постараемся остановиться на тех моментах, которые помогут вам не разочароваться в приобретении.

Но для начала подготовка к сражению за столь желанного «железного коня»

Вопросы, которые стоит сразу задать продавцу

Прежде, чем ехать смотреть авто (если вы нашли интересующий экземпляр в интернете или объявлениях) или же приступать к осмотру автомобиля непосредственно на рынке, стоит узнать у продавца общую информацию:

  1. На кого оформлен автомобиль и место регистрации (однозначно даст понять является ли продавец хозяином).
  2. Год, пробег, был ли в авариях (как минимум даст общую картину состояния авто и адекватности цены).
  3. Как давно был ремонт и где обслуживается (даст возможность примерно оценить общее техническое состояние автомобиля и сколько денег вам придется в него вложить).
  4. Также стоит узнать расход топлива, состояние коробки передач и подвески, двигателя, кузова. Кроме этого не стесняйтесь спрашивать о состоянии салона, шумоизоляции, цвете кузова и наличие дисков (а также остальной комплектации).
  5. Но главное, что нужно узнать – это почему такую хорошую и классную машину (наверняка хозяин будет ее нахваливать) продают. Вопрос прост, но в большинстве случаях является определяющим в раздумьях «смотреть или не смотреть».

Этот общий список позволит вам сэкономить время (не имеет значение, будет ли сбор информации производиться в телефонном режиме или непосредственно на базаре). Ведь если вас не устроит какой-то из ответов, то данный б/у автомобиль уже можно списывать в утиль.

С консультантом или без?

Уже задали вопросы продавцу и все устроило? Тогда едем смотреть авто во всей его красе.

Если вы не очень хорошо разбираетесь в автомобилях, особенно в технических особенностях, то стоит договориться с кем-то, кто в этом больше понимает. Идеально, если это будет кто-то из знакомых. Если же такой возможности нет, то можно попросить мастера на СТО, только будьте уверены в том, что он объективен и не сговорится с продавцом. Хороший помощник даст вам возможность:

  • Увидеть мелочи, которые сами могли бы пропустить по своему невниманию или незнанию;
  • Больше времени посвятить созерцанию внешнего вида авто и прочувствовать удобство салона (консультант в это время будет разглядывать и пробовать «на зуб» техническую начинку);
  • Сторговать лишнюю копеечку.

Внешний осмотр автомобиля с пробегом

Разглядывать автомобиль и выявлять в нем все изъяны лучше всего в солнечный день. На свету лучше видны вмятины и царапины, да и осмотр кузова приятней делать, когда земля сухая.

Кузов автомобиля

Если кузов получил обширную деформацию, то ни о какой геометрии, а значит и безопасности, речи уже не может быть (это как сломать деревянный стул, а потом его склеить – вроде как внешне и целый, а жесткость уже не та). Поэтому стоит очень внимательно его осмотреть. На что же обратить внимание?

Стекла. Их маркировка должна быть одинаковой (код и год выпуска).

Фары. На подавляющем количестве авто они сделаны из пластика (поликарбоната), который имеет свойство терять некоторую степень прозрачности с течением времени. Поэтому он должен одинаково выглядеть в обеих фарах.

Сколы и царапины на переднем бампере и капоте говорят о том, что автомобиль не красился в последние пару месяцев (это хороший признак – владелец ничего не пытается скрыть).

Капот. Если под ним девственно чисто, то вероятность того, что его рихтовали, очень высока.

Багажник. В нем не должно быть следов шпатлевки, сварки.

Двери. Болты на креплениях дверей, как правило, красят в один цвет с кузовом. Если они отличаются по цвету, то скорее всего элемент снимался. Сами двери не должны провисать.

Лобовое стекло также не стоит оставлять без внимания. Если на нем есть трещина, то здесь 2 варианта возможного ее образования:

  • трещина появилась при попадании какого-то предмета (имеет вид паутины);
  • произошла деформация кузова (непонятно откуда начинается трещина);

На уплотнителях стекол и дверей не должно быть следов краски, под уплотнителями поверхность должна быть окрашена в общий цвет (конечно не факт, что вы сможете под них подлезть).

Провода должны быть целыми (если нет, то есть вероятность, что это связано не с установкой дополнительного оборудования, а с заменой фрагмента кузова).

Стоит обратить внимание на пластиковые вставки в салоне — есть ли трещины и следы съема. Конечно же, салон мог разбираться для установки сигнализации или аудиосистемы, но с такой же вероятностью это могли быть сварочные работы.

Стоит осмотреть кузов на предмет присутствия коррозии. Особенно этому подвержены арки колес и пороги. Также не забывайте, что следы ржавчины могут закрасить или заклеить винилом.

И если у вас возникают сомнения, то лучше всего заехать на СТО и проверить кузов автомобиля на специальном стенде, определяющем геометрию. В любом случае, любые отклонения от нормы — это повод задуматься, а стоит ли покупать это конкретное транспортное средство.

Машина была в такси?

По внешним признакам тяжело определить был ли автомобиль в коммерческой деятельности, но все-таки можно попытаться. Ниже перечисленные признаки говорят о том, что авто побывало в жесткой коммерческой эксплуатации:

  • вмятина на крыше, где обычно стоят шашки у такси;
  • следы установки в салоне рации или таксометра;
  • следы от фирменных наклеек;
  • общая расшатанность;

Однозначно, такой экземпляр уже свое отъездил.

«Японец» или нет

Тут пойдет речь о том, был ли изначально автомобиль праворульный. VIN-код – это однозначно наиболее точный определитель места производства авто и его начальной комплектации. А внешние признаки такие:

  • перепутаны кнопки стеклоподъемника;
  • дворники расположены с наклоном в правую сторону;
  • под капотом могут оказаться лишние отверстия;
  • сзади фары могут быть перепутаны (красная «противотуманка» находится слева).

Свежепригнанная или полная разборка?

В 90-х на просторах СНГ было очень модно пригонять автомобили из заграницы (хотя это была, пожалуй, единственная возможность приобрести себе иномарку). Сейчас это тоже актуально, хоть и не имеет уже такой широкой популярности. Но наряду с преимуществами (низкая цена, пробег по хорошим дорогам с наименьшим вредом для подвески, качественное топливо) такая машина может таить опасности:

  • быть утопленницей (электроника вряд ли будет стабильно работать);
  • после ДТП.

Если второй вариант уже понятно как по состоянию кузова определить, то с автомобилем-утопленником это сделать сложнее. Единственное, что может его выдать – это ржавчина и окисление на клеммах и проводах.

Теперь об автомобилях полной разборки. Благодаря нашему законодательству, через границу можно провезти автомобиль как автозапчасти, а то и утиль (естественно так дешевле). Собственно кузов и другие части авто доставляются на просторы нашей Родины отдельно друг от друга и воссоединяются непосредственно здесь. Учитывая, что обычно такой вид поставки автомобилей происходит небольшими партиями, то и собираются они в условиях, далеких от заводских.

Конечно, при покупке тяжело будет  определить, что автомобиль именно полной разборки, но если машина вроде и хороша, и почти нова, но все-таки в ней чувствуется рука «нашего человека» (какая-то «расхлябанность» во внешнем виде), то стоит присмотреться внимательней и лишний раз проехаться на СТО для диагностики.

На этом определение общего состояния транспортного средства по внешнему виду можно закончить. Конечно это общие моменты, на которые стоит обратить внимание при осмотре авто, но их вполне достаточно, чтобы не дать вас обдурить недобросовестному человеку на этом этапе выбора автомобиля своей мечты. О завершающем шаге выбора и покупки машины с пробегом поговорим в следующей статье.