Наступление весны приносит водителям много трудоемких работ связаных с их автомобилями, например такие, как замена щеток стеклоочистителей, замена резины (шин), но главным в автомобиле является его силовой агрегат (ДВС), который требует основного ухода, такого как замена моторного масла. Весенний период является сезонным или переходным и можно смело говорить, что заменив масло Вы оградите себя от неисправностей двигателя на протяжении данного периода. 

Замена масла рекомендуется так, как:

  1. Масло выработало свой ресурс (зависит от интенсивности езды, в городском режиме это 1600-1800 км.);
  2. Потемнение масла в связи с разрывом межмолекулярных связей. Если усилие между поверхностями трения на молекулу является большим ее предела прочности,  ее разрывает, и разрушается связь. Разрыв сопровождается образованием сажи, которая и влияет на изменение цвета моторного масла;
  3. Образовались смоляные отложения, которые затрудняют работу фильтрующего элемента;
  4. Масло теряет свою первоначальную вязкость, что приводит к увеличению его угара и следовательно уменьшается его объем в картере двигателя. А долив масла ведет к непредвиденным денежным затратам, к которым не каждый водитель готов.

Масла на экспертизу

Для экспертизы были выдвинуты полусинтетические масла 10W-40:  самые востребованные и занимающие позиции лидеров на нашем рынке. Даже беглый обзор брендов выявил более 40 претендентов на экспертизу! Пришлось провести небольшой отбор: берем только импортные. А уже из них выбираем самых известные и раскрученные, с наиболее высоким классом качества по классификации европейских производителей – А3. Предложены такие бренды: «Shell», «Esso», «Mobil»,«Castrol». Испытания проводились в лаборатории. Задачей была сравнить моторные испытания образцов моторных масел и оценить, как конкретное масло влияет на мощность, экономичность и токсичность отработавших газов реального двигателя. Условия испытаний полностью идентичные. Масло для последующих испытаний бралось после его приработки в двигателе. Почему нельзя было взять образцы свежих масел из канистр? Потому что свойства свежего масла, попадающего в двигатель, в первые 3–5 часов его работы резко меняются – идут процессы начального окисления. И только после периода приработки они стабилизируются на достаточно длительный срок, определяющий реальный ресурс масла.  Перед сравнительным циклом испытаний каждое масло отработало приблизительно 1000 км пробега. Точкой отсчета были взяты внеконкурсные показатели масла – дешевой минералки той же вязкости 10W-40. После завершения испытаний можно все проанализировать.

2 место Esso Ultra, Бельгия

Топливная экономичность

Лидера определил моторный стенд. Данные удельного расхода топлива во всех режимах работы двигателя были усреднены. У кого эта цифра меньше, тот и лидер. Наименьший расход топлива относительно базового масла имеют «Shell» и «Esso». Экономия по отношению к простенькой минералке очень существенная – около 8%. Откуда взялись эти проценты? Дело в том, что в наших ГОСТах и правиламх ASTM предписано определение показателей кинематической вязкости только до температуры масла 100°С. Но в узлах трения реального двигателя оно разогревается до 200–220°С! А если оценить вязкость при таких температурах? Данные – в таблице.

Мощность и динамика

Больших различий в значениях этих показателей нет – максимальный разбег составил 1,5%, чуть выше погрешности измерения. Все отмечены бурными и продолжительными…

Влияние на экологию

Здесь отсутствует однозначность. Есть прямой показатель – измеренное в цикле моторных испытаний содержание токсичных компонентов. Но и есть и некие косвенные – ведь содержащиеся в масле агрессивные компоненты такие как, сера и фосфор, впрямую не сказываются на показаниях газоанализатора, но, тем не менее, достаточно вредны. И что особенно важно, их соединения, попадая в соты нейтрализатора отработавших газов, существенно снижают его ресурс. По содержанию остаточных углеводородов и оксидов азота в лучшие выбился «Castrol». Часть остальных масел показали близкие результаты.  По фосфору все масла укладываются в современные требования – не более 0,12%. Но «Мобил» находится на этом пороге. А меньше всего фосфора в маслах «Castrol» и «Shell». Серы же всюду примерно одинаково – около пол процента.  В итоге сочетание высоких экологических результатов моторного теста и самого низкого содержания агрессивных, экологически вредных компонентов в самом масле выдвигается «Shell» лидером номинации.

Показатели вне конкурса

Вне конкурса остались показатели – моющая способность и склонность масел к образованию отложений. Для оценки этих параметров требуются длительные испытания и по этому они не вошли в программу экспертизы. Но есть некоторые косвенные признаки, которые отчасти помогут прогнозировать результат. Склонность к образованию отложений в определенной мере характеризуется степенью летучести масла – чем она ниже, тем более стойкое масло и меньше отложений оно дает. А о летучести масла можно судить по температуре вспышки. У «лидера» с другого конца, масла «Esso», всего 209°С. Убирают грязь моющие присадки. Их концентрацию в большой степени характеризуют величины щелочного числа и содержания кальция в масле. По этим параметрам явный лидер – «Shell» с щелочным числом более 8 мг КОН/г. Правда, и летучесть его, судя по температуре вспышки, высоковата – так что состав в данном случае вполне сбалансирован. У остальных же масел щелочное число примерно одинаковое: 5–6 мг КОН/г.

А вы знаете, что означают символы SJ, SL, SM на канистрах моторного масла?

Физико — химические показатели

Параметр масла

Марка масла

Shell Helix Plus Esso Ultra Mobil Super 2000 Castrol Magnatec
Общие физико-химические параметры
Кинематическая вязкость при 40ºС, сСт 89,10 90,21 88,52 93,56
Кинематическая вязкость при 100ºС, сСт

13,76

13,53 13,33 13,45
Кинематическая вязкость при 150ºС, сСт 5,51 5,39 5,55 5,61
Индекс вязкости (выше лучше) 158 152 152 144
Щелочное число, мг KOH/г 8,1 5,5 5,1 6,3
Температура застывания, ºС (ниже лучше) -35 -32 -28 -32
Температура вспышки в открытом тигле, ºС 216 209 222 224
Содержание активных элементов в начальной пробе масла
Содержание серы, % 0,67 0,54 0,53 0,45
Массовая доля цинка, % масс. (больше – выше противоизносные свойства) 0,15 0,29 0,28 0,15
Массовая доля фосфора, % масс. (должна быть не больше 0,12%) 0,10 0,11 0,12 0,10